Нежданов Игорь, конкурентная разведка

О чем конкурентная разведка позволяет узнать

О чем конкурентная разведка дает возможность узнать? О ресурсах конкурентов, их планах, их преимуществах и недостатках. Тоже самое о всех участниках рынка....

Нежданов Игорь, конкурентная разведка

Воронка информации в конкурентной разведке

Конкурентная разведка работает с информацией, с большим объемом информации. И принципы этой работы такие-же как в других сферах. А по тому такая работа в КР вполне укладывается в "вроноку информации"...
Нежданов Игорь, конкурентная разведка

Флора и фауна интернета или как распознать бота

Проблема астротурфинга в социальных сетях только прогрессирует. По этой причине вопрос как определить что данный аккаунт это человек или бот или тролль остаётся актуальным. Его задают постоянно. Но прежде, чем на него ответить нужно навести порядок в терминологии.  Начнём издалека – ведь нас раздражает не то, кем или чем является аккаунт, а то, что он делает. В частности, занимается навязчивой рекламой, или агитирует за светлое будущее, или мешает конструктивному общению…. Это и есть пресловутый астротурфинг – «платное распространение идей». А что касается ботов и троллей, то это скорее способ управления аккаунтом в социальной сети. Если аккаунтом управляет программа – это бот. Если человек (или несколько человек – и такое бывает нередко) – тролль.
ИВ_Фауна интернета.jpg
В определении ботов есть одна особенность – отсутствие однозначного ответа на вопрос, бот или не бот? Связано такое положение дел с тем, что точный ответ можно дать, только контролируя сам аккаунт, а такой возможностью обладает лишь его владелец. Поэтому оперируем понятиями нечеткой логики. А сама система оценки близка по своей сути к скоринговой системе, когда принятие решения осуществляется по совокупности признаков, а не по одному показателю. И реализовывать ее нужно именно так – определив перечень показателей и оценив их вес в итоговой оценке.

Collapse )
Нежданов Игорь, конкурентная разведка

Манипулирование в информационных войнах — как это происходит в голове

Чтобы понять как осуществляется воздействие на человека в ходе информационной войны (манипулирование), давайте вспомним как человек принимает решение действовать тем или иным способом. Такое решение принимается в связи с некими изменениями (поступление новой информации, которая меняет приоритеты). Значит вначале человек получает некую информацию. В информационных войнах такую информацию обычно называют ударной или модулирующей. Эта информация, в самом начале, попадает в нечто вроде системы фильтров, которые должны принять решение о ее пригодности для дальнейшего использования. Этими «фильтрами» являются накопленные человеком знания, опыт, система ценностей, представление о добре и зле…. Если ударная информация не противоречит этим фильтрам, то она попадает в систему самообучения человека – становиться знаниями, опытом этого человека и оказывает влияние на систему принятия решений — попадает туда, где и принимается нужное манипулятору решение. Только после этого человек совершает какие-то действия. Если же управляющая информация не прошла фильтры, то она не оказывает влияние на человека, по крайней мере так быстро и явно как хотелось-бы.

Обойти наши внутренние фильтры можно несколькими способами:

Эмоции – это слабость человека. При сильных эмоциях логика отключается и человек поступает непредсказуемо. Пример – состояние аффекта. Поэтому через стимулирование эмоций можно добиться ослабления фильтров, а то и их полного отключения. Именно этот механизм эксплуатируют такие приёмы манипулирования как высмеивание, вызывание праведного гнева и т.п..

Опыт и знания также позволяют обойти внутренние фильтры. Если в модулирующую информацию заложены факты, известные объекту манипулирования и не вызывающие сомнений, то человек, увидев их, с высокой вероятностью и остальное принимает на веру.

Искажение самих фильтров в процессе воспитания и образования делают объект легко-управляемым в последствии. Но эти фильтры формируются под воздействием внешней среды, в которой происходит социализация человека (воспитание в семье, в дошкольных учреждениях, образование…) И именно по этой причине наши «злейшие друзья» так старательно влазят в систему образования.

Теперь подумаем, что нужно сделать, чтобы эти механизмы заработали? Да ничего нового, но с поправкой на интернет как средство доставки контента до конечного потребителя – в нашем случае, до мишени. По сути своей все приёмы манипулирования остались прежними, но появился эффективный канал доставки ударного контента (модулирующей информации) до целевой аудитории. Канал скоростной, не знающий границ и расстояний, позволяющий подстроится под любой объект манипулирования.

С уважением!
Нежданов Игорь

Нежданов Игорь, конкурентная разведка

Активность "западных партнеров" в нашем интернет-пространстве


Армия США в 2011 году начала проект по созданию специальной программы, нацеленной на проведение проамериканской пропаганды через различные социальные сети и блоги. По словам представителя Centcom Билла Спикса, данная технология позволяет вести секретную блогерскую деятельность на зарубежных сайтах. В частности, такое ПО помогает противодействовать распространению пропаганды за пределами США, кампаниям по дезинформации или хакерским атакам. Контракт стоимостью 2,76 млн долл. достался зарегистрированной в Лос-Анджелесе компании Ntrepid.

Предполагается, что данная инициатива является частью операции «Искренний голос» (OEV), первоначально разработанной для ведения психологической борьбы с сетевой деятельностью сторонников «Аль-Каиды» и других сил против войск коалиции в Ираке. Генерал Джен Маттис, руководитель Центрального командования ВС США, которое выступило заказчиком ПО, заявил: «OEV создана для того, чтобы подорвать механизм вербовки и подготовки террористов-смертников, лишить наших противников прибежища, а также для борьбы с экстремистской идеологией и пропагандой».

Как пишет газета The Guardian, в рамках этой программы создаются вымышленные виртуальные личности в Twitter, Facebook и других соцсетях, которые по всем внешним признакам должны казаться обычными пользователями из разных стран и иметь убедительную легенду. Под контролем одного военного до пятидесяти онлайн-персонажей. Единый пункт управления расположился на базе ВВС США Макдилл близ Тампы (Флорида) и функционирует в круглосуточном режиме. Работает в нем не менее 50 операторов в смену.

Также предусмотрена изощренная система защиты от разоблачения. Отличить бот от настоящего пользователя затруднительно, поскольку фэйковым аккаунтам маскируют IP-адрес. Это позволит создать видимость того, что посты отправляются реально существующими пользователями из разных стран. Система используется для общения на китайском, русском, арабском, фарси, урду, пушту и других языках.
Нежданов Игорь, конкурентная разведка

Инструменты рекламы в информационной войне




Информационная война в интернете давно приобрела глобальный характер. А если учесть, что реклама, PR, агитация, пропаганда … любые формы манипулирования общественным мнением  это всё частные случаи информационной войны, то становится очевидно, что человек живёт в состоянии инфовойн постоянно.

Борьба за симпатии, за внимание, за деньги клиентов и за галочки в бюллетене и за дополнительные «ноги на площади» требует новых и новых инструментов, приёмов, ухищрений. Психологические эффекты, эксплуатируемые манипулятором, остаются одни и те-же с библейских времен, но вот каналы передачи информации и средства управления этими каналами очень изменились с появлением интернета.

Про «традиционные» вбросы и посевы все уже наслышаны. Про троллинг и «черные списки» знают многие. Но не многие за пределами профессиональной тусовки знают о промышленном использовании для политических целей таких, казалось-бы совсем рекламных инструментов, как поисковая оптимизация, контекстная реклама в поисковой выдаче или таргетированная реклама в соцсетях. Хотя пользователь периодически удивляется, обнаружив странное «окружение» результатов его поиска в поисковике или непонятно зачем появившееся сообщение в ленте любимой социальной сети. Но удивившись, возможно прочитает подсунутый контент и «идет дальше». Это оно и есть – подсовывание пользователю «правильного» контента в зависимости от его запросов (активности). Контектсная реклама в поисковиках, да и не только в них, самая дешевая из этих инструментов для политпропаганды. Конкуренция за слово практически отсутствует. Пока по крайней мере. И учету оппонентами эти направления не подвержены. А ведь это отличный разведпризнак…

С уважением!
Нежданов Игорь
Нежданов Игорь, конкурентная разведка

Fishman - персональная программа мониторинга сообщений в интернете


Мы выпустили на вольные хлеба облегченную версию нашего мониторингового инструмента. Некоторый функционал "порезан" как особо-ценный для самих. Но основной отдаем страждущим. Назвали программу Fishman (Фишман) - обоснование придумайте сами.

Назначение программы - сбор текстовой информации из указанных источников, удаление дублей, удаление того, что не подходит под правила пользователя и раскладывание по рубрикам в соответствии указанными требованиями. Источниками могут быть любые сайты от простых РСС-лент и новостных порталов до соцсетей, форумов и поисковых систем.

Область применения программы достаточно широка. Фишман полезен для служб безопасности и конкурентной разведки, для журналистов и маркетологов, для политтехнологов и ПРщиков.
Нежданов Игорь, конкурентная разведка

Прием информационной войны "вброс - извинения"

Суть приема сводится к тому, что в инфополе выбранной целевой аудитории осуществляется вброс явно провокационной информации, информации, которая противоречит морали, устоям общества, нормам поведения… А в случае бурной ответной реакции – извинения за ошибку, непродуманные действия, неграмотность. В результате, с одной стороны, целевая аудитория получает порцию модулирующей информации, а манипулятор остается без наказания. С другой стороны, даже если у основной части целевой аудитории ударная информация и вызовет отторжение, тем ни менее она (информация) окажет воздействие на сомневающихся или на тех, кто не в курсе и это уже неплохой результат.
Это очень удобно – сделал своё дело и вроде как не виноват – извините мы не в курсе, не подумали, не знали, не могли предположить…. И примеров использования такого приёма с каждым днем всё больше. Это объясняется простотой самого приёма – не нужно серьёзной подготовки. Проработки, продумывания, легендирования, организации путей отступления на случай неудачи. Помните – в феврале 2014 года CNN назвала монумент в Брестской крепости - памятник мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны - «уродливым»?


А якобы необдуманный опрос ДОЖДя по поводу Ленинграда?

А недавняя провокация с комплексом «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане? Когда американский интернет-сайт Business Insider, посвящённый новостям бизнеса и технологий, составил рейтинг «самых абсурдных строений советской эпохи, которые до сих пор стоят». Наряду с различными зданиями и мемориалами стран бывшего СССР и Восточной Европы, в список была включена статуя «Родина-мать зовёт!», расположенная на Мамаевом кургане в Волгограде.
Как это делают
Выбирается тема, требующая с точки зрения манипулятора корректировки или являющаяся ключевой в интересующей проблеме. Это может быть нечто, являющееся «фундаментом» морали общество, нечто неоспоримое, нечто не вызывающее сомнений.

Далее проводится подготовка – обсуждение темы в нейтральных тонах и вовлечение в это обсуждение наибольшего числа участников из числа нужной ЦА.

После этого осуществляется основной вброс уже той самой «ударной» информации. Информации, моделирующей нужно поведение целевой аудитории или вызывающей нужную реакцию.

Когда «ударная» информация доведена до целевой аудитории осуществляется «отступление» - извинение за необдуманные действия, внутреннее расследование, посыпание головы пеплом… Но это не более чем способ уйти от ответственности. Ведь запланированное мероприятие осуществлено – выбранная аудитория была ознакомлена с «ударной» информацией и подверглась манипулирующему влиянию.
Зачем это делают
Этот прием является одним из многих в информационной войне, а по тому конечная цель его такая-же как и у других аналогичных технологий – управление поведением аудитории. Поэтому основной вопрос всегда один – кто та самая целевая аудитория? Для ответа на него нужно понять как данная технология воздействует на разные аудитории.

Люди противника
Если целевая аудитория это люди противника, то информация прямо противоречащая нормам их общества скорее всего не сможет оказать хоть какого-то воздействия на зрелых людей. Разве что только на предварительно подготовленных. Но вот на подрастающее поколение воздействие вполне возможно. Связано это с тем, что молодежь, а тем более тинэйджеры, более подвержены подобному воздействию в силу отсутствия у них значимого негативного опыта. А рассказы старшего поколения воспринимаются не более чем байки.

Применение данной технологии по отношению к людям противника ведет, в конечном счете, к расколу общества, к появлению группы разделяющей вашу точку зрения, а не точку зрения своих единоверцев. Если же в результате воздействия не удалось достигнуть хоть сколько-нибудь значимого успеха, то атакующему удается выяснить «расклад сил» в атакуемом обществе, наличие или отсутствие уязвимостей общества, понять реакцию общества на раздражители. Это, конечно не совсем то, на что рассчитывал атакующий, но это уже данные, которые позволят выбрать более удачную тактику для следующего воздействия.

Свои люди
Данная технология еще более эффективна по отношению к «своим» людям. Ведь в этом случае воздействие идет на уже подготовленную аудиторию, аудиторию, которая априори более благосклонно воспринимает информацию манипулятора, аудитория, которая уже думает почти так как нужно манипулятору. А по тому и воздействие на нее гораздо более эффективно.
Работая по «своей» аудитории манипулятор, используя технологию «вброс-извинения», обычно преследует цели дискредитации противника в глазах своих граждан, формирования в обществе нужного ему отношения к проблеме, к противнику.

Как этап проекта «Окно Овертона» ?
Наблюдаемое сейчас активное использование данной технологии на разных уровнях не случайно, а скорее всего является этапами более глобального мероприятия. Уж очень хорошо все эти события укладываются в общую схему, которая уже была использована в легализации гомосексуализма на западе. Речь о технологии, описанной Джозефом Овертоном - окно возможностей Овертона (The Overton Window of Opportunity) или кратко «Окно Овертона». Еще его называют окно политических возможностей (window of political possibility).
Суть технологии в том, что требуемый сдвиг мнений в обществе разбивается на несколько шагов, каждый из которых не является радикальным, а сдвигает восприятие идей лишь на одну стадию, а общепринятую норму к его границе. Это делает возможным последующий сдвиг так, чтобы достигнутое положение снова оказалось не радикальным по отношению к предыдущему этапу, что и даст возможность совершить следующий шаг, и следующий, и так до доведения идеи к состоянию общепринятой.
По данной технологии идеи проходят следующие стадии восприятия обществом:
-это немыслимо,
-это радикально,
-это приемлемо,
-это мудро,
-это популярно,
-это официальная политика.
Один из наиболее распространенных способов сдвига общественного мнения к границе отторжения — имитация беспристрастного научного исследования; приведение прецедентов принятия чуждых идей; имитация борьбы радикальных сторонников и противников идей с «умеренными» сторонниками, на чью сторону привлекаются симпатии общества; создание эвфемистических названий неприемлемых идей.
Использованы материалы энциклопедии Традиция http://traditio-ru.org/wiki/%CE%EA%ED%EE_%CE%E2%E5%F0%F2%EE%ED%E0

С уважением!
Нежданов Игорь
Нежданов Игорь, конкурентная разведка

Создание ударного контента в информационных войнах

ГенерацияКонтента_03
Информационная война сопряжена с постоянным формированием новых ударных материалов. Их нужно много, часто и непрерывно. Иименно этот нюанс нередко становится камнем предкновения в реализации весьма амбициозных планов. Ведь если использовать один и тот же текст, то очень быстро "посев" перестанет работать, так как текст этот всем надоест. Мало того, такая стратегия приведёт к раскрытию вашей группировки суррогатов (аккаунтов в социальных сетях), что крайне не желательно. А по тому нужно искать варианты...  Самый простой - нанять большое число исполнителей, которые будут непрерывно создавать новые тексты по заданным темам. Собственно так и поступают чаще всего в форме прямого найма или найма временного через биржи. Но есть и другие варианты...

Как таковых приемов создания контента не много. Это создание нового и использование уже имеющегося. Но есть ряд «модификаций» этих приемов. Создание уникального контента может осуществляться «писателем» - человеком собственно сочиняющим текст, рисующими картинку, снимающим видео. Или программой – автогенерация, когда новый текст или рисунок создает программа на основании случайного выбора образов. Другое направление это создание псевдоуникального контента, что выражается в модификации (изменении) имеющегося контента (образца) под новые задачи. Также может осуществляться как человеком так и программно. Третье направление это использование готового контента. В данном случае возможны такие варианты как создание библиотеки контента под разные прогнозируемые тенденции. Или «отзеркаливание». В основном как осуществляется работа в том или ином направлении понятно из названий, за исключением нескольких приемов, которые есть смысл разобрать чуть подробнее.

Автогенерация
Автогенерация контента или создание уникального текста программой сопряжено со сложностью обучения машины создавать относительно длинные, осмысленные тексты имитирующие прямую речь или литературный язык. Небольшие осмысленные тексты (до 30 предложений) со строгой структурой («сухие») уже используются для формирования текущих спортивных и финансовых новостей.

Генерация псевдоуникального контента
Генерация псевдоуникального контента по сводится к использованию набора шаблонов и словарей синонимов для создания под конкретную ситуацию относительно новых коротких текстов (обычно в одно предложение). В начале 90-х был популярен «Бредогенератор» - программа, которая комбинируя данные из трёх словарей (словарь подлежащих, сказуемых и определителей) формировал вполне себе осмысленные предложения. Затем появился «автоответчик для ICQ, который не генерировал новые варианты ответов, а выбирал их из базы готовых ответов по несложному алгоритму. Всё это примеры простых генераторов псевдоуникальных текстов.

Отзеркаливание
Один из распространенных способов создания контента это использование уже готового контента, созданного противником. Но чуть-чуть его подкорректировав, образно говоря сменив «общий знак контента» (с минуса на плюс или наоборот).
Последнее время примеров использования данного приема было много. Достаточно вспомнить использование украинской стороной фотографий замерзших бойцов АТО, выдавая эти снимки за фото защитников Донбасса.